Заметки психолога

IMG-47cfa63f76446510338fa596bcfc8bd9-V
Психолог и хоспис!
Работа психолога очень разнообразна и индивидуальна, в зависимости от состояния ребенка и родителя. Проводится патопсихологическое, нейропсихологическое обследование ребенка для создания индивидуальной программы развития и восстановления. Каждый ребенок получает психологическое сопровождение с момента поступления в стационар и после выписки путем наблюдения выездной службы. С недавнего времени мы ввели хорошую традицию, осуществить которую стало возможным благодаря нашим спонсорам, поздравлять ребят с днем рождения – дарить подарки! С родителями проводятся консультации и тренинговые занятия на тему детско-родительских отношений, принятие своего ребенка, его особенностей, уникальности; эмоциональной разгрузки и снятия стресса, семейная психотерапия. К нам поступают дети после перенесенных травм, полученных при авариях, есть очень хорошие результаты, положительная динамика в период нахождения в стационаре с дальнейшим направлением на реабилитацию. Бывают детки с ДЦП, с умственной отсталостью, где на основе сохранных функций проводятся  индивидуальные и групповые занятия. В тяжелых случаях, с глубокой умственной отсталостью осуществляется стимуляция зрительных, тактильных и слуховых анализаторов, эмоциональная поддержка, прогулки на свежем воздухе. Есть дети, их немного, которые неизлечимо больны и оказались волею судьбы в хосписе… Мы стараемся максимально понять их желания и мысли, найти подход, чтобы дать то, что  действительно нужно, повышение качества жизни  ребенку, который остался с  тяжелым заболеванием наедине. Родителям оказывается психологическая и социальная поддержка во время принятия болезни ребенка, жизни с больным ребенком и периода утраты, прощания, горевания после ухода ребенка из жизни.  Работа с последней категорией пациентов требует определенных знаний и душевных затрат. Весь персонал и я, в том числе, постоянно повышаем свой уровень знаний  в области паллиативной помощи  детям.
Наши маленькие пациенты госпитализируются в стационар вместе с ухаживающим родственником (мама, папа, бабушка, либо кто-то из родственников) или одни. Поступление по  «Социальной передышке» — возможность родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями, получить короткий отдых (30 дней). За это время родители могут привести в порядок дом, посетить врача пройти лечение, сделать важные дела, съездить в отпуск, а ребенок получит бесценный опыт общения с другими  детьми, с персоналом, квалифицированную медицинскую  помощь: ежедневное наблюдение врачей: педиатра, невролога, психотерапевта, медицинский уход, массаж, ЛФК по назначению, обследование и занятия с медицинским психологом, с воспитателем.
Занятия с детьми!IMG-abe522cbcb00ad376953ce9051b88ada-V IMG-593225a80418ec02d843e5405bc04146-VIMG-84a7dde26dd18b4abdcd5de9ef03efd0-VIMG-47db5e70f8beab3476dd390c1b27e975-VРекомендации психолога родителям, имеющих детей-инвалидов. Наиболее трудные, в психологическом плане моменты в жизни семей, имеющих детей с ограниченными возможностями для здоровья возникают с момента выявления врачами факта нарушения развития ребенка. Возникают страхи, неуверенность в воспитании ребенка. Переживание безысходности ситуации.
Психологи выделяют 4 фазы психологического состояния в процессе принятия заболевания ребенка.
1фаза — «шок», характеризуется состоянием растерянности родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
2фаза — «неадекватное отношение к дефекту» — характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
3фаза –«частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений.
4 фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и следованием их рекомендациям.
Очень сложно родителям прийти к правильному решению и обрести дальнейшую жизненную перспективу. Инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Бывает один из родителей не выдерживает это бремя и другому родителю приходится проходить этот вдвойне тяжелый путь. Наступает отчаяние, чувство вины, слезы, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным. Часто отдаляются от друзей, знакомых и даже родственников. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок «не такой, как все». Это время боли, которую необходимо пережить. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно и найти пути к решению своей задачи.
Вне зависимости от тяжести состояния ребенка, всегда необходимо помнить о себе и других членах семьи. Зачастую это очень сложно осуществить, особенно, когда не кому помочь в уходе за ребенком. Хочется еще раз обозначить возможность получения ресурса, о чем говорилось в предыдущей статье, так как сталкиваемся с низкой информированностью людей. Понятие «социальной передышки» включает в себя поступление к нам в стационар детей без родителей, несмотря  на тяжесть заболевания, особенности ухода и личностные особенности. Несмотря на то, что поначалу,  многие родители воспринимают «в штыки», переживают, боятся оставить ребенка, воспринимают это как предательство, потому что не привыкли разлучаться с ребенком. Но убедившись, что ребенку хорошо, за ним осуществляется качественный уход и эмоциональная поддержка, наблюдения невролога, педиатра, занятия с воспитателем, медицинским психологом, массаж, прогулки; восстанавливается сон, нормализуется стул, замечают положительные перемены в личности ребенка, то  конечно успокаиваются и начинают заниматься своими делами (ремонт, возможность заняться своим здоровьем, съездить в отпуск за многие годы и т.д.).
Родители могут обратиться за психологической помощью, рады будем помочь!
Вот некоторые рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.
  • Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставляйте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
  • Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  • Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  • Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты!
  • По возможности, максимально готовьте его к будущей жизни, самостоятельности.
  • Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

КАБИНЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ ХОСПИСЕ!

Комната психолога